Структура жилищно-коммунальной отрасли

Состав жилищно-коммунального комплекса: проблемы и перспективы

Понятие и состав ЖКХ в России

Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйств, а в частности в области капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов находится на глубокой стадии реформирования и требует совершенствования, в том числе на уровне региональных органов власти.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство?

Жилищно коммунальное хозяйство – отрасль, которая касается каждого, но удовлетворенных ее работой мало и среди потребителей, и среди профессионалов. Сдержать рост цен и улучшить работу отрасли Правительство пытается главным образом за счет административного регулирования. Однако большинство экспертов уверено: ресурс повышения эффективности отрасли – в масштабной модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрении энергоэффективных технологий, современных материалов, повсеместного учета и контроля.

Качественная работа ЖКХ, эффективная реализация национальных проектов невозможна без совместной и конструктивной работы общественников и профессионалов. И сеть общественного контроля в сфере ЖКХ всегда была и остается надежным партнером всех, кто заинтересован в улучшении работы отрасли, в улучшении качества жизни людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) — одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни.

Состав жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) России — это многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, включающий более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности.

Выделяют следующие отрасли жилищно-коммунального комплекса:

1. Жилищное хозяйство. В него входят жилые и нежилые здания, а также организации, обслуживающие их (осуществляющие эксплуатацию, проводящие строительные и ремонтные работы и др.). К жилищному хозяйству относят жилье, строения нежилого характера, здания общественных организаций и социальных контор, компании, обслуживающие и эксплуатирующие их.

Все жилые помещения составляют городской жилищный фонд. При этом не имеет значения форма собственности на них. Это могут быть МКД, частные дома, здания спецназначения (общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для разных категорий граждан), квартиры и другие помещения, предназначенные для проживания людей. Так как благосостояние граждан улучшается, они становятся более требовательными к условиям своего проживания и общему состоянию дома. Этим обусловлено изменение структуры городского жилищного фонда.

2. Инженерное обеспечение поселений. Инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса включает в себя снабжение граждан коммунальными ресурсами (горячей и холодной водой, теплом, газом, электричеством). Эта составляющая жилищно-коммунального комплекса наиболее сложная. Инженерное хозяйство должно быть организовано на очень высоком уровне, чтобы была возможность бесперебойно снабжать население водой, теплом, электрической энергией и газом. Для этого требуется своевременное проведение ремонта инженерных коммуникаций (в том числе и профилактического), работ по очистке, обеспечение эффективного функционирования аварийных служб. В нашей стране во многих регионах является проблемой подготовить инженерные сети к холодному времени года.

Водоснабжение и водоотведение. Вода (питьевая, предназначенная для использования в хозяйственных целях и на производстве) должна соответствовать определенным требованиям. При наличии в населенном пункте лишь одной системы подачи воды она должна по всем показателям соответствовать питьевой. В зависимости от профиля деятельности и мощности предприятий рассчитывается их потребность в воде. Снабжение водой может осуществляться из открытых или подземных источников. Водозаборное хозяйство включает: сооружения, осуществляющие забор воды, системы ее очистки и подготовки, насосные станции и трубопроводы, по которым вода доставляется населению.

Теплоснабжение. Задача системы — обеспечивать граждан горячей водой и отапливать помещения в зимний период. Потребление горячей воды характеризуется большей равномерностью, нежели потребление тепла, так как летом в отоплении нет необходимости. Как долго длится отопительный сезон, зависит от того, в каком климатическом поясе находится населенный пункт.

Элементы системы теплоснабжения: прямые и обратные тепловые сети, насосные станции (необходимые для прокачивания), распределители тепла.

Газоснабжение. Системы бытового снабжения газом есть практически везде. Подача газа может осуществляться по трубам от основных магистралей. Кроме того, может поставляться сжиженный газ в газораздаточные станции, расположенные в кварталах. Жители частных домов пользуются газом в баллонах.

Электроснабжение. Для снабжения городов электричеством используются централизованные региональные и межрегиональные энергосистемы. Вырабатывается электрическая энергия на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях, которые могут располагаться в любом месте. Система снабжения электроэнергией состоит из электрических сетей (магистральных и внутриквартальных), трансформаторов, распределительных пунктов и других сооружений.

3. Общегородское коммунальное хозяйство. К нему относятся системы благоустройства и содержания городских территорий (дорожно-строительное управление, освещение улиц, проведение санитарных мероприятий, сбор, вывоз и переработка ТБО, озеленение города), а также бани, прачечные, гостиницы, ритуальные компании и др.

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги энергоснабжения заключаются в передаче энергии для целей энергообеспечения;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Инфраструктура жилищно-коммунального комплекса и жилищный фонд находятся под управлением органов государственной власти. В регионах РФ создаются департаменты, комитеты и министерства ЖКХ, которые входят в структуру управления ЖКК. Они составляют собственные нормативные документы, регламентирующие проводимые преобразования, при этом за основу берется нормативная база, разработанная на федеральном уровне. Принимаемые на региональном уровне решения по управлению коммунальной сферой носят рекомендательный характер для муниципальных органов власти. Вместе с тем в регионах осуществляют деятельность предприятия, являющиеся государственными и обслуживающие ЖКХ муниципалитетов.

В Российской Федерации осуществляют свою деятельность 16 499 управляющих компаний и 32 337 товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих 722 792 многоквартирными домами общей площадью 2 530 905 583 кв. м., а также более 9 700 ресурсоснабжающих организаций.

Началом реформирования российского ЖКК принято считать Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Начиная с 1992г. Правительством Российской Федерации принято более 230 законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих права собственности в жилищной сфере и строительстве ЖКХ. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г определено снижение энергоёмкости ВВП к 2020 г., не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2007 г. Согласно Энергетической стратегии России, до 2030 г. планируется более чем в 2 раза сокращение удельной энергоёмкости ВВП. Удельной энергоёмкости ВВП – более чем в 2 раза, удельной энергоёмкости ВВП – не менее чем в 1,6 раза.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в РФ

Состояние ЖКХ на сегодняшний день находится в кризисном состоянии, ведь ее инфраструктура формировалась еще в Советском союзе, а за последние 28 лет глобальных вложений в отрасль с целью поддержания и реформирования отрасли в целом не было, следовательно, износ объектов ЖКХ огромен, по всей стране в каждом городе и поселке еще есть объекты аварийного строительства как среди жилых помещений, так и в самой инфраструктуре (водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), о чем свидетельствуют происходящие аварии на всей территории России. Можно сказать что и предприятия – поставщики ЖКХ несут огромные убытки при ветхости жилья, которое невозможно восстановить, но и обеспечить нуждающееся население новым жильем, пригодным для проживания тоже нет, — и в итоге замкнутый круг, из которого выйти без привлечения внимания органов власти и общественности просто нет возможности.

Предприятия — поставщики сферы ЖКХ являются одной из наиболее важнейших структур каждого города, и в данном случае даже самый небольшой сбой в работе системы функционирования предприятий ЖКХ способен остановить функционирование не только отдельного района, но и города или поселка в целом. Можно говорить, что именно ЖКХ является фундаментом по развитию инфраструктуры России в целом и отдельных городов и поселков в частности.

В таблице 1 представлен рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России.

Таблица 1 — Рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

Наименование проблемыРейтинг, в%
Непрозрачность тарифов23
Качество работы управляющих организаций19
Капитальный ремонт13
Состояние многоквартирных домов12
Качество предоставляемых услуг7
Обустройство прилегающей территории4
Проблемы с приборами учёта3
Бездействие уполномоченных органов1,5
Аварийное жилье1,5
Иные16

В рамках национальных проектов выделены серьезные деньги на программы переселения из аварийного жилья, благоустройства, улучшения качества питьевой воды в малых городах. По итогам инвестиционного форума в Сочи появилось поручение Председателя Правительства Д. А. Медведева о выделении дополнительных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг 60%. Все эти проекты, безусловно, послужат серьезным драйвером для развития строительной отрасли и ЖКХ, обеспечат новые рынки сбыта производителям работ и материалов, увеличат потребность в профессионалах. Ни одна технология, ни один проект не будет реализован без грамотных исполнителей и потребителей. Кадровый потенциал – такой же залог повышения эффективности отрасли, как деньги и технологии. Не менее важной задачей является воспитание грамотных потребителей, которые смогут эффективно контролировать все те проекты, которые реализуются в их городах, дворах и домах.

Один из трендов в ЖКХ сегодня – это налаживание коммуникации с собственниками жилья на региональном, муниципальном и низовом уровнях.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупнейшую отрасль экономики нашей страны, состояние которой можно оценить как критическое, при этом на уровне государства и региональных органов власти разрабатываются соответствующие программы по реформированию отрасли ЖКХ.

Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ

Сущность, состав и структура жилищно-коммунальной сферы

Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищно- сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политики” жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

§ частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

§ государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

§ муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

§ общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

§ коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В течение длительного времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

Бурный процесс развития городов и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.

В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.

В 1926 – 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.

Обновление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере.

Система управления в жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) города областного подчинения. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.

Читайте также:  СНиП и ГОСТ ограждений кровли и лестниц

Дееспособность данной системы основывалась на праве директивного централизованного распределения ресурсов и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросы развития и содержания систем жилищной сферы решались в Москве или столицах союзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств на строительство зданий или системы очистных вооружений, так и вопросов проведения капитального ремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетных дотаций.

В то же время советская система остро нуждалась в крупных промышленных центрах городского типа, и потому уже в 30-е годы города получают определенное развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило определенное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных городов.

Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностям горожан.

В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем в советское время, который по неумолимой логике истории оказался завершающим этапом функционирования советского государства.

Наиболее характерной чертой в данной области была тенденция урбанизации, которая с некоторыми естественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда бурные процессы перестройки затормозили урбанистические процессы. Так, если в 1859 г. удельный вес численности городского населения в общей численности страны составил 5,7%, в 1897 г. – 13, в 1940 г. – 33, то в 1990 г. – 66%, т.е. две трети населения страны стало проживать в городах, а городской образ жизни стал преобладающим. Уже в первой половине 50-х годов было начато строительство добротных зданий, которые возводились в первую очередь в Москве, Ленинграде и столищах союзных республик. Но в целом по стране объемы вводимого жилья были незначительны и не решали жилищную проблему, которая заметно обострилась в середине 50-х годов, когда жители сельской местности, получив право выбирать себе место жительства, ринулись в крупные города.

После принятия в 1957 г. известного Постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная технология и громадный объем привлеченных ресурсов позволили существенно нарастить объемы строительного производства и довести среднюю обеспеченность жильем в городах страны до 10 кв.м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г.

Постоянный дефицит ресурсов и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономических взаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями в жилищной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное управление, бесхозяйственность, неоправданные потери ресурсов и другие аспекты свидетельствовали о неблагополучном положении в жилищной сфере. Осознавая такую ситуацию, руководство страны предпринимало попытки улучшить положение дел в строительстве и эксплуатации жилья и коммунальных систем. Но все они оказались неудачными, так как затрагивали лишь отдельные элементы хозяйственного механизма в данной сфере, не меняя его по существу.

В самом начале 90-х годов наступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные черты:

§ разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;

§ существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;

§ частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления рынка жилья;

§ усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;

§ изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.

Но проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.

Таким образом, положение к концу ХХ в. в жилищной сфере можно оценить как неудовлетворительное, с явными негативными тенденциями к ухудшению. Сократились объемы жилищного строительства. Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, а доля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферы оставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходовало 4% ВВП, т.е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферы жизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине их неэффективного использования.

Даже неполный перечень рассмотренных проблем свидетельствует о наличии глубинных причин неудовлетворительного положения в жилищной сфере, а также о необходимости поиска путей решения жилищной проблемы. Не вдаваясь глубоко в анализ их появления и обострения в последние годы, отметим, что целесообразно все причины разбить на две группы: объективные и субъективные. К первой группе можно отнести остаточное ресурсообеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы в советский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Из числа субъективных причин отметим сохранившийся административный механизм хозяйствования в муниципальном секторе городов страны, отсутствие реальных механизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищной сферы.

Структура жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения представляет собой сложную многофункциональную систему, состав и структура которой в каждом регионе является специфичной.

В составе ЖКХ можно выделить несколько подотраслей:

ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение);

благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов);

бытовое обслуживание (банно-прачечное, гостиничное хозяйство).

Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, электричества, тепла.

Традиционно структура ЖКХ включает:

жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями;

дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт;

инженерные коммуникации и системы связи, сигнализации, пожарной охраны;

предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений;

электроснабжение и уличное освещение;

зона отдыха, парки, бассейны;

памятники, исторические комплексы;

службы обеспечения и контроля экологической обстановки в городе;

В составе ЖКХ особое место занимает коммунальное хозяйство.

Коммунальное хозяйство – совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселений. Предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом и другими коммунальными услугами.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города. Таким образом ЖКХ является важнейшей составляющей городского хозяйства.

Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия – водопровод, канализация, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия – городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия – электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

1. частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

2. государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

3. муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

4. общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

5. коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Особое значение для города (поселения) имеют объекты коммунального назначения ЖКХ:

Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (орошение).

Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства.

3. Капитальный ремонт помещений

Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.

4. Текущий ремонт зданий

Имеет своей целью незначительные изменения для поддержания эксплуатационных параметров зданий и сооружений.

Система снабжения теплом, слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.

6. Уборка и утилизация мусора

Это система непрерывного электроснабжения потребителей. Сеть электроснабжения – комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям. Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

СОДЕРЖАНИЕ:

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно – правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно – коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 – Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

Читайте также:  Безбарьерная среда в виде поручней для инвалидов в ванную и туалет

– целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

– продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

– переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 – Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

– противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

– присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

– расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

1.5 Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг:

Основные проблемы. Итоги работы жилищно-коммунального

Хозяйства Республики Беларусь по выполнению прогнозных

Показателей

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия Жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения. [15, с.4]

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Рассмотрим классификацию отраслей ЖКХ:

* санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

* внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

* коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

* коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

* внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

* подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Жилищно-коммунальные услуги по своему составу и структуре можно разделить на две группы:

1) Жилищные услуги по содержанию и ремонту жилья (техническое обслуживание), включающие:

– содержание и эксплуатацию жилья;

– содержание и ремонт лифтового оборудования;

– содержание и ремонт мусоропроводов;

– сбор и вывоз мусора, бытовых и пищевых отходов;

– уборка мест общего пользования;

– уборка придомовой территории;

– капитальный ремонт жилых помещений;

– найм жилых помещений;

– содержание площади жилья сверх социальной нормы.

2) Коммунальные услуги, включающие:

– водоснабжение и водоотведение;

Экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг обуславливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере ЖКХ, реализуемых в целях:

– повышение уровня обеспеченности потребителя жилищно-коммунальными услугами;

– рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания жилищно-коммунальных услуг различных социально-демографических групп населения;

– создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры. [15, с.7]

Результаты опроса показали, что три четверти респондентов не удовлетворены уровнем жилищно-коммунального обслуживания, что существенно влияет на социальную напряженность в обществе, оценку качества жизни и результатов реформ.

Серьезную тревогу вызывает состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы Белоруссии:

Водоснабжение. Главными источниками питьевого водоснабжения в Белоруссии являются поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники канализационных стоков – хозяйственно-бытовых и промышленных.

При наличии ныне действующих сооружений и уровне эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, к 2013 г. Степень очистки сточных вод снизится до 40%. Из-за дефицита химических реагентов и дезинфекторов, применяемых при очистке питьевой воды, в ряде регионов страны питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей.

В среднем за сутки потребителям отпускается 40 млн. кубометров воды, в том числе населению на коммунально-бытовые нужды 15 млн. кубометров. В развитых странах нормой суточного потребления воды на человека считается 150-200 литров.

Электро-, теплоснабжение. ЖКХ является значительным потребителем тепловой и электрической энергии. Только на отопление жилья расходуется почти пятая часть всех энергоресурсов страны. При этом в общем объеме отопительных котельных преобладают мелкие, малоэффективные, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, тогда как тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции действующих неэкономичных отопительных котельных идет медленно.

Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов. [15, с.21]

Рассмотрим структуру жалоб населения на нарушения жилищно-коммунального обслуживания в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Структура жалоб населения на нарушения жилищно-коммунального

1. Работа систем водоснабжения – 76% жалоб

Перерыв в водоснабжении

Вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус

Перерыв в горячем водоснабжении

Температура горячей воды ниже 50-60 градусов более 2-х часов в сутки

2. Несоблюдение сроков ремонта жилья – 56, 8% жалоб

3. Жалобы на работу системы теплоснабжения – 55% жалоб

Температура в жилом помещении ниже 18 градусов

Затягиваются сроки включения отопления

Несоблюдение порядка и сроков ремонта систем отопления

Окончание таблицы 1.1

Отключение отопления в течение отопительного сезона

4. Работа системы отвода жидких и твердых отходов -43, 2% жалоб

Несвоевременный вывоз мусора

Несвоевременный вывоз жидких отходов

Как видно из табл.1.1 жалобы на работу систем водоснабжения составила 76% из них: жалобы на перерыв в водоснабжении составляют часто 44,5%, редко 27,3%; вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус часто – 42,1%, редко 29,1%; перерыв в горячем водоснабжении часто – 36,3%, редко 19,0%; температура горячей воды ниже нормы часто – 30,9%, редко – 22,1%. Отсюда следует, что необходимо улучшить качество работы систем водоснабжения, так как именно в этой сфере наблюдается наиболее большое количество жалоб от населения. Несоблюдение сроков ремонта жилья также составляет немалый процент жалоб – 56,8%. Эта может быть вызвано нехваткой рабочей силы, работников, также несвоевременная доставка материалов. Жалобы на работу системы теплоснабжения составили 55% из них: 32,3% жалоб (температура в жилом помещении ниже 18 градусов). Работа систем отвода жидких и твердых бытовых отходов – 43,2% жалоб из них 27,2% жалобы за несвоевременный вывоз мусора – часто, 46,2% – редко.

Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

– обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

– увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

– расширение прав органов исполнительной власти субъектов Республики и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы. [15, с.25]

Читайте также:  ГОСТ для железобетонных ступеней

Итоги работы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по обеспечению выполнения показателей прогноза социально-экономического развития за 2013 год представим в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2-Изменение основных прогнозных показателей на 2013 год

Задание на 1-ое полугодие, %

Факт на 1-ое полугодие, %

Задание на 2-ое полугодие, %

Факт на 2-ое полугодие, %

Платные жилищно-коммунальные услуги

Инвестиции в основной капитал

Отметим, что в 2013 году работа организаций системы министерства была направлена на реализацию Программы развития жилищно-коммунального хозяйства, выполнение показателей социально-экономического развития и обеспечение населения и других потребителей основными видами услуг в необходимом объеме и соответствующего качества. [22, с.9]

Представим выполнение показателей в виде диаграммы (см. рис.1.4)

Обоснуем более подробно выполнение основных прогнозных показателей:

Выполнение основного прогнозного показателя социально-экономического развития по энергосбережению составило (-10,5%) при установленном задании на год (-10,0%). По областным управлениям ЖКХ выполнение показателя составило (-13,3%), по организациям г.Минска (-9,0%), организациям ремонтно-строительного производства (-10,7%).

Рисунок 1.2. Диаграмма изменения основных прогнозных показателей за 2013 г.

Также в целом по республике объемы платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составили 128,2 млрд.руб. или 98,8% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года.

Прогнозируются темпы роста платных жилищно-коммунальных услуг населению в размере – 101,5%, при установленном задании 104,5%. Выполнили установленное задание в целом только организации г.Минска (105,0%).

По итогам работы за 2013 год дополнительные платные услуги населению оказаны на сумму 242,3 млрд.руб., что составляет 88,1% от годового задания.

По организациям жилищно-коммунального хозяйства за 2013 год, по сравнению с прошлым годом, количество убыточных организаций сократилось с 24 до 23 и составило 4,1% от их общего количества.

За 2013 год введено в эксплуатацию 861,7 тыс.кв.м общей площади жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации, что составляет 75% от годового задания (1184,4 тыс.кв.м) и 111% к прошлому году. Во всех областях и в г.Минске объемы ввода жилья после капитального ремонта составили 60% и выше.

Дебиторская задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги в целом за 2013 год по сравнению с прошлым, сократилась на 70,6 млрд.руб. (14,6%) и составила 414,3 млрд.руб.

Следует отметить рост просроченной дебиторской задолженности за оказанные коммунальные услуги по юридическим лицам.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составила по итогам работы за 2009 год – 27,5 млрд.руб., рентабельность – 17,3%, при установленном задании – 14,5%.

По государственной организации, подчиненным министерству и юридическим лицам негосударственной формы собственности, принадлежащие Республике Беларусь акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление министерства выполнение установленного задания по росту заработной платы составило 95,3%. Превысили установленное задание РУП «ГЗ Коммунальник» – 101,4%, РУП «Энергия» – 110,8%.

По итогам работы за 2013 год не обеспечено выполнение установленных бизнес-планами развития основных показателей:

– по выручке от реализации продукции (работ, услуг): РУП «Белкоммунпроект» г.Минск план 11500 млн.руб., факт 9749 млн.руб. (84,4%). РУП «Институт «Белжилпроект» г.Минск план 8220 млн.руб., факт 7800 млн.руб. (94,9%) и др.

Объемы подрядных работ, выполненных ремонтно-строительными организациями системы министерства составили 292,7 млрд.руб. в фактических ценах, темпы роста в сопоставимых ценах – 120%. Ниже среднереспубликанского уровня темпы роста сложились в КПУП Специализированное РСУ г.Витебска – 117%, УП «Витебскоблремстрой» – 113%, ОАО «Гомельстрой» – 111%, УГП «Трестгроднострой» – 102%, ОАО «Минскремстрой» – 114%, ГКУПП «Могилевремстроймонтаж» – 98%, ОКУП «Могилевоблпроектремстрой» – 119%. Крайне низким остается удельный вес капитального ремонта жилых зданий в общем объеме подрядных работ. [22, с.11]

Также важно отметить, что в организациях жилищно-коммунального хозяйства проводится работа по взысканию платежей с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги.

Значительное влияние оказало увеличение суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги в связи с ростом тарифов с начала года.

В целом по республике просроченная задолженность населения увеличилась на 0,7 млрд.руб., или на 2,1% и составила 34,9 млрд.руб. или 25,5% от общей задолженности населения (см.табл.1.3).

Таблица 1.3– Рост просроченной задолженности за 2013 год

Сумма задолженности, млрд.руб.

На основании таблицы 1.3 построим диаграмму процента роста просроченной дебиторской задолженности на рис.1.5.

При этом Могилевская и Витебская области по прежнему сохраняют наибольший уровень просроченной задолженности по республике. [22, с.14]

Рисунок 1.3 – Диаграмма процента роста просроченной дебиторской задолженности за 2013 год

Из этого можно сделать следующие выводы:

1) В пункте 1.1. мы рассмотрели значение, задачи и структуру транспортного хозяйства на предприятии и выяснили, что работа любого современного промышленного предприятия связана с необходимостью транспортных средств и оборудования. Транспортное хозяйство включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осуществляющие внешние и внутренние перевозки. Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо–разгрузочные работы.

Транспортное хозяйство предприятия включает:

– общезаводское транспортное хозяйство;

– транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство).

Внутрицеховой транспорт обычно находится в ведении того цеха, где он применяется.

Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих:

1. Ха­рактер выпускаемой продукции (габаритные размеры, мас­са);

2. Состав цехов предприятия;

3. Тип и масштаб производства.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

2) В пункте 1.2. мы определили грузооборот и грузопоток предприятия, описали схемы маршрутов транспортировки. Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания. Также описали транспортировку грузов, может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым.

3) В пункте 1.3. описали технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства предприятия: к-т использования парка транспортных средств по времени, к-т использования пробега, себестоимость 1 маш/часа работы транспортных средств, себестоимость перевозки 1т груза, себестоимость 1 рейса. Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг. Также рассмотрели планирование и организацию транспортного хозяйства на предприятии. Планирование работы транспортного хозяйства заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства. Организация транспортных работ включает организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств. Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба.

4) В пункте 1.4 рассмотрено регулирование цен в ЖКХ. И было выяснено, что совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, сопровождается адекватными мерами по повышению его доходов и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения носят упреждающий характер

5) В пункте 1.5. было рассмотрено жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг, основные проблемы. Из этого следует, что жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия Жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. Основными проблемами являются постоянные жалобы от населения особенно по водоснабжению, теплоснабжению, несвоевременность выполнения каких-либо услуг, качество выполняемых услуг и т.д. Также рассмотрели выполнение основных прогнозных показателей работы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и выяснили, что работа организации системы министерства была направлена на реализацию Программы развития жилищно-коммунального хозяйства, выполнение показателей социально-экономического развития и обеспечение населения и других потребителей основными видами услуг в необходимом объеме и соответствующего качества. На основании этого можно сказать, что практически все показатели за 2013 год были выполнены, кроме платных жилищно-коммунальных услуг и инвестиций в основной капитал. Также обозначился рост дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги в 2009 году. Значительное влияние оказало увеличение суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги в связи с ростом тарифов. В целом по Республике Беларусь просроченная задолженность населения увеличилась на 0,7 млрд. рублей и составила 34,9 млрд. рублей или 25,5% от общей задолженности населения.

Место, роль и функции жилищно-коммунальной отрасли в экономике

В современном обществе одной из важнейших, главных отраслей деятельности населения является жилищно-коммунальное хозяйство. Эта отрасль считается одной из «болевых точек» экономики страны, которая нуждается в коренном реформировании. Так, в прежние годы, ЖКХ обеспечивалось в основном за счет государственных дотаций, а в связи с сокращением бюджетного финансирования и либерализацией цен оказалась в критическом положении. Главной причиной, сложившегося системного кризиса ЖКХ, является неэффективная градостроительная, жилищная и тарифная политика. В общей доле рынка промышленных услуг отрасль ЖКХ занимает порядка 3%. За последние десятилетия решение проблем, связанных с жилищно- коммунальным хозяйством, оказались неутешительным, так как ¾ ныне существующего жилищного фонда городов России составляют самые энергозатратные в мире дома. Такая же ситуация с городским горячим и холодным водоснабжением: нормативы по фактическому водопотреблению превышают в 2-3 раза самые благополучные страны мира. Отсюда и сложилась огромная система энерго-, тепло- и водорасточительства, которая является крупным очагом экономической и социальной несбaлансированности при государственной монополии в области управления жилищным фондом и контроля над ним.

Рассмотрение поля деятельности отрасли, позволяет выделить ряд ее основных особенностей [1]. Во-первых, поставщики рынка жилищно-коммунального хозяйства реализуют свои услуги как в сфере естественных монополий, так и на высококонкурентном рынке. Это обусловлено тем, что для процессов тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населения характерна тесная взаимосвязь между производством и потреблением услуг, а коммунальные предприятия, которые обеспечивают данные услуги, являются естественными монополистами. Во-вторых, жилищно-коммунальное хозяйство – одна из таких отраслей, которая считается многопрофильной. Так как в данной отрасли присутствует более 30 видов деятельности. Основные виды деятельности отражены уже в названии отрасли. Жилищное хозяйство занимается эксплуатацией жилого фонда, его ремонтом, сдачей в аренду нежилых помещений. А в систему коммунального хозяйства входят предприятия санитарно-технического характера; внутригородской электрический транспорт; внешнегородское благоустройство; коммунальная энергетика и т.д. В-третьих, специфика отрасли заключается в том, что в жилищно-коммунальном хозяйстве поступления за предоставляемые работы и услуги играют двойственную роль в формировании доходов бюджета. Еще одной особенностью отрасли является высокая степень государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства. В большей степени это касается отношений с поставщиками, подрядчиками, предоставляющими услуги потребителям. Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство можно описать как комплекс, включающий в себя подотрасли, и который не производит материальные блага, а предоставляет услуги жилищно-коммунального характера населению и организациям различных отраслей экономики. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства занимает одну из главных ролей в жизнеобеспечении и функционировании населенных пунктов.

Жилищно-коммунальное хозяйство можно разделить на следующие подотрасли [2]:

  • жилищное хозяйство;
  • ресурсноснабжение;
  • городской пассажирский транспорт;
  • благоустройство населенных пунктов;
  • бытовое обслуживание.

В свою очередь, услуги, которые предоставляют эти подотрасли жилищно-коммунального хозяйства можно разделить на три группы:

  • отрасли, которые напрямую связаны с функционированием жилого объекта (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и т.д.);
  • отрасли, которые занимаются развитием инфраструктуры жилого района (озеленение, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов);
  • отрасли, которые связаны с удовлетворением потребности населения в области быта (бани, прачечные, гостиницы и т.д.).

На практике наиболее распространенной классификацией жилищно-коммунальных услуг является их разделение на жилищные и коммунальные. Жилищные услуги связаны с эксплуатацией жилого фонда. Коммунальные же можно описать, как услуги, которые поставляются через коммуникации предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Эти услуги являются звеном, которое связывает жилой фонд с поставщиками данных услуг. Коммунальные услуги характеризуются рядом особенностей:

  • потребитель не может отказаться от предоставления данных услуг;
  • поставку услуг невозможно отложить по срокам, их нужно предоставлять потребителю в немедленном порядке и необходимый объем;
  • поставка напрямую зависит от территории и климата населения;
  • в отрасли используются сложные инженерные инфраструктуры, которые напрямую связаны с территорией предоставления услуг. Наличие данной особенности позволяет многим авторам характеризовать коммунальные предприятия как естественных монополистов технологического типа [3];
  • существует взаимосвязь между технико-экономическими характеристиками собственности и изначально заложенными в данное жилье благоустройством.

Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль жизнеобеспечения населения, и, следовательно, все заинтересованы в эффективном и устойчивом развитии и функционировании организаций, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги. Основными целями функционирования организаций в ЖКХ являются:

  • извлечение дохода;
  • обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения населения;
  • повышение уровня занятости населения;
  • преодоление социальной депривации территории;
  • нивелирование структурной асимметрии сферы ЖКХ.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство является неотъемлемой частью экономики каждой страны. И ее развитие повлечет за собой улучшение состояния страны в целом.

1.Сивцева Н.П., Элякова И.Д., Дарбасов А.В. Жилищно-коммунальное хозяйство Якутии: опыт, проблемы, рынок.- М.: ОАО «Институт микроэкономики», 2007. с. 8.

2. Ряховская А.Н. Антикризисное управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований. М.: 2002, с. 45-46.

3. Ряховская А.Н. Теория крайностей в действии: внедрение саморегулирования в ЖКХ / Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. -№1 (37) 2011.

Ссылка на основную публикацию